1. прицел ПБП-1б, используется в игре в качестве прицела советских истребителей. Из исторических описаний можно найти только то, что пилоты расшифровывали его название как "Прибор Бьющий Пилота Один раз Больно" - в следствии особенностей его установки на самолеты - он сильно выпирал внутрь кабины и часто при посадке пилоты ударялись о прицел, а при аварийных посадках бывали и смертельные случаи.
Из поисков по инету я мало что смог найти о работе этого прицела, вот некоторые записи:
"ПБП-1 ,на самолете очень удобен для эксплоатации так,как имеет не ограниченное поле зрения и отчетливое изображение стекл .
Сетка имеет два кольца:
- Большое кольцо учитывает упреждение равное 105 тысячным дистанции и расчитано на скорость цели около 600 км. При ракурсе 2/4,т.е. скорость которую имеют в основном немецкие истребители всех типов.
- Малое кольцо рассчитано на скорость цели 400 км,при ракурсе 2/4.
При уменьшении ракурса, например: Р=1/4, нужно уменьшить радиус кольца сетки вдвое. При увеличении ракурса,соответственно, увеличивать радиус кольца.
На перекрестии сетки имеются дальномерные деления:-малое=10т дистанции, большое=20т. Посредством этих делений, зная размах или длину фюзеляжа самолета, а так же размеры наземной цели, можно определить дистанцию. Прицел используется для бомбометания с пикирования, поэтому необходимо не забывать перед полетом или после бомбометания с пикирования поставить шкалу на нуль (в игре прицел нерегулируемый и всегда стоит на "нуль").
В дневное время необходимо снимать колпачок лампочки подсветки, так как в противном случае,если летчик забудет включить «освещение прицела», то сетки вообще не будет видно.
При прицеливании отпадает необходимость целиться одним глазом."
Для советского прицела ПБП-1 одно деление - это 10 тысячных, "миль",угловая мера.
Одна тысячная (или "миль")- это угол под которым виден 1 метр с расстояния 1000м.
D = дистанция до цели в метрах.
R = размер цели в метрах.
К = цена деления прицела.
n = количество меток, которое цель занимает в прицеле.
D = R / (K * n);
Т.е. для ПБП-1 : D = (100 * R) / n.
тогда для истребителей (средний размах 10м):
1 метка = 1000 м.
2 метки = 500 м.
4 метки = 250 м.
8 меток = 125 м.
А теперь рассмотрим схему определения расстояния до цели в игре -
прежде всего - навести прицел на цель так, чтобы центр цели был в центре прицела - тогда определив сколько вертикальных меток "миль" занимает проекция цели, находим расстояние :
таблица ракурсов цели :
вверхняя строка - ракурс 0/4, вторая 1/4 и так далее до 4/4 : грубо говоря : 0/4 - строго с шести. 4/4 - курсы пересекаются под 90 град
далее, есть 2 варианта положения цели - либо она движется под ракурсом. Если 0/4 (мы строго на ее хвосте) либо между 0/4 и 1/4, то учет скорости цели относительно мал, и упреждение будет небольшим, при этом учитываем что траектория снаряда летит не по прямой а по баллистической, потому прицел нужно "приподнять" относительно цели на то количество меток, которое дает нам предыдущее определение расстояния до цели.
т.е. если цель нами определена как 500 метров (2 метки), то мы поднимает прицел на 1 горизонтальную метку выше цели. если цель на расстоянии 300 метров, то поднимаем прицел на 2/3 метки выше цели. Таким образом, чем ближе мы к цели (расстоянии 200 и меньше метров) тем меньше нам придется учитывать это расстоянии, и прицел будет находится в плоскости цели.
второй вариант - цель относительно нас ракурсом от 4/4 (цель к нам под углом 90 град) и до 2/4 :
На ракурсе 2/4, при скорости (цели) около 250 - цель должна быть внутри малого кольца. При скорости около 350 - между кольцами. При 450 и больше - сразу за внешним кольцом.
Для ракрса 1/4 все меньше в два раза. Для 3/4 и 4/4 больше в полтора. Примерно так.
2. по прицелам немецких истребителей Revi16 данных больше :
определение расстояния по прицелу Revi16 -
принцип работы прицела тот же - метки равны "миль", т.е. проекция цели равная 3 меткам дает расстояние 300 метров. Другое дело, что сами метки стоят с другим шагом относительно центра прицела, потому прицел удобнее в использовании, так же одно единственно кольцо определяет наибольшую оптимальную дистанцию открытия огня - 200 метров (если цель - истребитель с размахом крыльев 10 метров).
а здесь пример выноса прицела вверх отностильно определенной дистанции до цели:
соотвественно при дистанции 500 метров, поднимаем прицел на 1 метку, при дистанции 1000 метров - на 2 метки и т.д.
на основе всех вычислений и понимании работы прицелов напрашивается вывод - стрелять нужно начинать не ближе 200 метров. Но учитывая, что скорости советских истребителей ниже чем немецские, то для советских разумно делать точку схождения орудий между 250-200 метров, учитывая что стрелять придется вдогон, а не нагоняя противника.